Рассуждения в области всего политического начинаются, как правило, с выяснения взаимоотношений, сложившихся между сувереном и его подданными, то есть, по сути, между Государством и Человеком. И люди древнего Китая в подобном выяснении отнюдь не стали исключением.
Первоистоки размышлений о природе политических отношений появлялись также в общественной жизни людей Древней Индии и Китая. Мыслителей древнего Китая весьма сильно занимала таинственная загадка, даже парадокс политической власти, которая выступала, как целесообразной силой, так и злой волей. Данным фактом озадачивались умы философов и писателей.
Крупнейшие из числа мыслителей мира, как Гомер и Шекспир, Гете или Гегель, а также Ницше и Достоевский, Сартр или Кафка в своих социальных и философских, в литературно-художественных произведениях, по-своему пытались разгадать загадку столь специфической стороны жизни общества и людей.
Почему государственная власть играет двойственную, амбивалентную роль?
Она бывает, то необходимым, даже целесообразным способом общения людей, управляя обществом, то наоборот, становится злой и не гуманной силой, как это уже было два десятка лет назад, в Кампучии. Там «революционный режим» от имени якобы народной власти сумел уничтожить едва ли не одну треть или одну четверть всего населения этой страны. Именно мысль о противоречивости и двойственности государственной власти проходит практически через все глобальные концепции и основные теоретические размышления.
Людей древнего Китая занимала мысль о природе власти и ее роли в истории формирования политической мысли. Такие величайшие умы, как Конфуций или Мо-Цзы, обратили свое внимание на божественную и на естественную стороны власти, как таковой. Но, они же доказали и обосновали необходимость того, чтобы она существовала в качестве механизма общения между собой людей. Власть становится регулятором отношений, подразумевая господство и подчинение, наличие управляющих и управляемых.
Мыслители древнего Китая, среди которых был и Конфуций, традиционно придерживается того, что власть является божественным «повелением неба». Он, при этом, дает ей патриархальную трактовку, уподобляя власть императора над его подданными отцовской власти, как старшего и главы семьи или всего рода, над всеми младшими членами оного. Большинство философских идей и социальных концепций, поясняющих политическую власть, доносят до нас то, что власть необходима для поддержания порядка и некой общей справедливости. Она не может быть справедлива абсолютно к каждому, но держит общество в здравых рамках в целом.
Для Китая был характерен Моизм – это некое этико-политическое учение, которое основал еще до нашей эры Мо цзы, иначе называемый Мо Ди. Для его учения был характерен призыв ко всеобщей и глобальной любви, он требовал решать все проблемы и конфликты общества исключительно мирными способами, веря в эффективность власти без силы.